Отказ от участия в Конвенции по морскому праву дает США преимущества в Арктике
Отказ США от ратификации Конвенции по морскому праву 1982 года, не только не ограничит возможности Штатов в Арктике, но и даст им дополнительные конкурентные преимущества при использовании ресурсов шельфа, сообщил Вице-президент Российской Ассоциации морского права, профессор Александр Вылегжанин. Во вторник Сенат США отверг предложение о ратификации Конвенции по морскому праву 1892 года, в рамках которой Россия в 2013 году планирует подать заявку на расширение границ арктического континентального шельфа. Таким образом, США остается единственной из Арктических стран вне обязательств Конвенции, в которой участвуют более 150 стран мира.
"Никакой геополитической драмы здесь нет. США повторно отказались от ратификации Конвенции, снова сочтя такой правовой баланс оптимальным для себя", - сказал Вылегжанин. По словам эксперта, отказ США от участия в Конвенции 1982 года не означает умаления их прав на шельф, тем более, в Арктике, которая, как и Антарктика, и не была объектом дискуссий на III Конференции ООН по морскому праву, на которой была принята Конвенция. Вместе с тем, США признают многие нормы, оговоренные в конвенции, как нормы общего международного права и следуют им.
Сенат уже не впервые отклоняет ратификацию конвенции - в 1994 году президент США Клинтон направлял предложение дать согласие не ратификацию и получил отказ Сената.
"США, не ратифицируя Конвенцию, могут действовать при использовании ресурсов арктического шельфа не только наравне с Россией и другими странами, но и с некоторыми конкурентными преимуществами, потому что у Штатов нет ограничительных и финансовых обязательств, предусмотренных по Конвенции", - сказал Вылегжанин. Как пояснил эксперт, ратификация Конвенции не выгодна для США с экономической точки зрения из-за того, что подразумевает "альтруистические" нововведения, рассматривая дно под нейтральными водами как "общее наследие человечества" (ОНЧ).
"Это вводит ограничение континентального шельфа государства, чтобы провести границу между ним и ОНЧ. Помимо этого, участник Конвенции за всякую разработку шельфа далее 200 морских миль от берега вынужден делать отчисления в пользу международного органа, созданного по Конвенции, для управления этим наследием", - пояснил Вылегжанин. Отчисления, согласно Конвенции, составляют 1% стоимости добычи, и повышаются в течение первых 12 лет до 7%, и остаются на этом уровне.
Вместе с тем, отказ США от участия в Конвенции, по мнению эксперта, "спасает" Арктику от развивающихся стран, которые могли бы развить деструктивную для уникальной природы региона деятельность по добыче ресурсов. В случае принятия "правил" Конвенции, дно Центральной Арктики стало бы рассматриваться как ОНЧ, доступ к которому разрешен всем желающим. Однако пока хоть одно арктическое государство не согласно с этим, ОНЧ остается реальностью только на бумаге.
"Жертвовать своим шельфом в пользу Района ОНЧ в Арктике надо или всей арктической пятерке, или никому. Таково преломление принципа справедливости в делимитации в этом регионе. Если США не ограничивают свой арктический шельф по Конвенции 1982 года, то трудно прогнозировать, что так будут делать четыре других обладателя арктического шельфа: это вело бы к несправедливым границам", - отметил Вылегжанин.