Заместитель главы МИД РФ Григорий Карасин о политике и затратах Москвы в Центральной Азии

Заместитель главы МИД РФ Григорий Карасин о политике и затратах Москвы в Центральной Азии
16.09.2013 09:20
Просмотров: 3412

Центральная Азия постепенно становится все более важным регионом и с политической, и с экономической точки зрения. Особенно много эта часть мира значит для России. Нашу страну  с ней связывают давние и плодотворные отношения. Долгое время мы были частью одной большой страны, и ощущение единства надолго укрепилось в нашем менталитете. Наши народы хорошо понимают друг друга, наше правительство готово, кажется, идти на самые серьезные меры, чтобы укрепить свое влияние в ЦА и подстраховаться от непредсказуемых последствия вывода миротворческих войск из Афганистана.

На этой неделе заместитель министра иностранных дел господин Красин дал несколько интервью, посвященных вопросам взаимодействия России с центрально-азиатскими странами. Ниже мы приводим список вопросов, на которые ему пришлось отвечать.

Ж: Как вы прокомментируете проблемы, с которыми столкнулся Центрально-Азиатский регион и, в частности, проблему с водным балансом.

К: В России хорошо понимают, что сегодня Центральная Азия находится в положении просящего, и стараются оказаться посильную помощь. Строительство Кабардинской ГЭС-1 в Киргизии идет полным ходом с учетом интересов всех стран соседей. Вообще страны ЦА очень хорошо идут на диалог. Вопрос водопользования в каждой стране решается при участии ближайших соседей. Поэтому никто не остается в накладе.

Ж: Дорого ли обходится такая помощь российскому бюджету?

К: Да, эти затраты можно назвать существенными. За 2008-20012 годы в страны ЦА был переведен 1 миллиард долларов. Причем эта цифра еще не учитывает расходы на обучения специалистов. А ведь их были подготовлены целые легионы. Ко всему прочему Россия регулярно списывает странам  Центральной Азии внешние долги. И это тоже выливается в круглую сумму. Та же Киргизия в этом году получит списание на 500 миллионов долларов. Чтобы картина была максимальной полной, приплюсуйте ко всему сказанному то, что Россия также поставляет в эти страны  всевозможные нефтепродукты на беспошлинной основе. Это существенно раздувает российские издержки.

Ж: Прокомментируйте отношение России с Казахстаном, в частности в вопросе Байконура.

К: Байконур - это не первое драматичное событие, которому приходится искать решение. Благо дело отношения с Астаной позволяют  находить компромиссы, которые удовлетворяют обе стороны. Сейчас казахская сторона рассматривает результаты исследований, которые проводились в зоне пуска ракеты-носителя Протон-М, которые доказывают, что такие запуски (а также редкие, но неизбежные аварийные случаи) не наносят вреда здоровью жителей военного городка и прочих населенных пунктов, расположенных поблизости.  Также стороны вырабатывают план по ликвидации последствий одной из аварий, которая произошла в середине этого лета на полигоне

Ж: Какой интерес в том, чтобы удерживать Байконур, когда у России скоро появится альтернативный космодром в Амурской области?

К: Байконур является универсальной пусковой площадкой, которая позволяет работать с космическими аппаратами, разработанными как для низких, так и для средних и высоких орбит. Он обеспечивает постоянный доступ к космическим технологиям и возможность проведения полного комплекса исследований. Космодром Восточный пока еще находится на этапе строительства, о его частичном использовании можно будет говорить только в 2018 году, не раньше. Пока же он, по сути, бесполезен.

Ж: По-прежнему ли Россия намерена вкладывать деньги в энергетические проекты Киргизии?

К: Конечно, ввиду недавних событий и общей политической и экономической нестабильности в этой центрально-азиатской стране вполне логично предположить, что многие из проектов будут свернуты. Но пока соответствующих распоряжений не поступало, и мы имеем все основания думать, что партнерство между странам сохранится в прежних объемах. Как уже говорилось, одним из наиболее приоритетных для наших стран проектов является строительство Камбаратинской ГЭС-1. Также получат развитие и проекты, связанные с транспортировкой и реализацией российского природного газа.

Ж: Что может быть предложено в качестве гарантий сохранности российских инвестиций?

К: Обеспечивать сохранность вкладываемых денег будут двустронние соглашения и принципы соблюдения прав российских инвесторов.

Ж: В чем кроется смысл приобретения Газпромом Кыргызгаза, предприятия с большими долгами и отсутствием гарантий на поступление прибыли в будущем?

К: Эту сделку следует рассматривать в первую очередь как вложение не в конкретное предприятие, а в будущее конкретной страны (Киргизии) и всего региона. С алгебраической точки зрения данный проект нерентабелен, но в длительной перспективе он обязательно принесет свои плоды

Ж: РФ намерена потратить больше 1 миллиарда долларов на перевооружение киргизской армии. В чем смысл этой статьи расходов?

К: Поскольку Россия является главным заинтересованным лицом в политической стабильности и безопасности данного региона, она намерена пойти на самые большие экономические жертвы, чтобы избежать неприятных последствий вывода миротворческих войск из Афганистана. Напомню, что именно Киргизия является главным союзников России в программе «Афганистан-2014» и в ОДКБ.

Ж: Собирается ли Россия принять участие в переформатировании авиабазы Манас, которую в настоящий момент арендуют США?

К: Этот проект обсуждается с середины прошлого года. Его инициатором  является киргизская сторона, которая и предложила модернизировать Манас и создать на его базе большой транспортно-логистический центр. Сейчас этот проект совместно прорабатывается и да, скорее всего, он будет реализован в следующем году. Уже прошли несколько раундов консультаций, и найдены крупные российские инвесторы, которые готовы взять на себя все финансовые расходы, связанные со строительством. Одним из инвесторов, кстати, не так давно стала  Роснефть. Проявляют интерес к проекту и киргизские инвесторы.

Яндекс.Метрика