Бренер, «Гараж» и Малевич
Музей современного искусства «Гараж» проводит экспозицию «The New International», где можно увидеть подборку искусства девяностых: работу Малевича, испорченная Александром Бренером его же работа, кинолента об угнанном авиасредстве, а также несуществующее государство художников Словении.
Новое словенское искусство
В начале девяностых индустриальная музыкальная банда «Лайбах», члены объединения «ИРВИН», а также театральное объединение «Sisters Scipion Nasica» создают несуществующее государство под названием «NSK», что в расшифровке означает «новое словенское искусство». Это было государство, которое противопоставляло себя настоящим государствам, которые возникли в Югославии во времена Балканского противостояния. У этого государства был свой флаг, свой герб, а также филателистская коллекция. Кроме этого, у этой организации-государства были свои посольства, к примеру, в Москве оно находилось в съемной квартире. Это государство не желало тащить на себе груз травматического опыта исторического и культурологического толка.
На этой выставке в «Гараже» можно ознакомиться с документами акции «Черный квадрат и Красная площадь». В рамках этой акции было растянуто большое черное полотно на Красной площади. Члены организации объявили язык манипуляции самым важным средством общения. Поэтому сейчас супрематистские работы Малевича используются для символики Олимпиады.
Долой местечкизм и национализм!
Местечковое и национальное выдавливалось, утопическое вышучивалось, а игры с контекстами стали основными метафорами – именно вокруг них и была построена выставка. Искусство девяностых было податливым материалом, на котором можно было выстроить эффектную параллель с современностью. Что-то вроде антиутопий Кафки либо Оруэлла. Когда-то студенческий капустник превратился в международные биеннале.
Еще недавно было понятно, что финальной точкой обобщения творческого опыта девяностых годов стала выставка, которая состояла из двух частей. Она носила название «Реконструкция», и за нее Елена Селина, которая была куратором выставки, получила премию в номинации «Инновация». «Реконструкция» - это прекрасно построенная галерейная выставка, которая была организована по принципу музея: огромное количество формальных свидетельств той или иной эпохи, множество реквизита, списки известных и не очень фамилий.
Болевой шок девяностых
«Гараж» предложил своим посетителям список авторов, которые представляли собой представление того частного, которое бы должно было представлять общее для зрителя. Девяностые здесь выступают болевым шоком, раздражителем для социальных прослоек. Здесь можно было прощупать допустимые пределы, познакомиться с гендерными проблемами, терроризмом, коммерческим выворотом искусства. Однако Селина, которая работала над «Реконструкцией», осталась архивариусом, а вот Кейт Фаул решила примерить на себя образ творителя мифов, который пытается найти себе творческое алиби.
Здесь можно услышать такой термин, как новые международные художники – это художники, творчество которых получило популярность после развала Советского Союза, навязываемого постмодерна и ядерной физики. Выставку кураторы разделили на несколько незамысловатых сюжетов.
Одним из них является порча работы «Супрематизм» Казимира Малевича. На ней аукционист Бренер нарисовал значок доллара темно-зелеными красками. После этого он был приговорен судом к 5 месяцам заключения. Бренер получил тогда статус мученика искусства – он представлял Россию, у которой засел в подсознании Запад.