Испанские учёные исследуют самую глубокую пещера мира

06.07.2014 10:21

Самая большая по глубине пещера в мире находится в Абхазии, её называют Кубера-Воронья. Здесь биологи из испанских университетов Алькала-де-Энарес и Авейро проводили исследовательскую экспедицию, в ходе которой встретились с ещё неизвестным энтомологам видом жужелиц.

Политика не помеха

В упоминаниях о местонахождении пещеры отмечается немалая путаница - это отголоски политических умонастроений западного мира. Всё потому, что в Европе не признают независимость Абхазии, и, как следствие, стараются избегать употребления этого названия во всех неангажированных документах, в том числе это обстоятельство отражается и на научных статьях.

В итоге, в описаниях местонахождения пещеры употребляется такой термин, как "Западный Кавказ", а некоторые новостные издания даже относят эту местность к России. Но всё же невозможно рассказать об экспедиции вообще не упоминая Абхазию, поэтому название там всё же присутствует.

Самая глубокая пещера

Пещера Крубера-Воронья была обнаружена грузинскими спелеологами в далёких 60-х годах 20 столетия, она неоднократно исследовалась, но точную глубину долгое время определить не получалось, и только в 2007 году удача улыбнулась крымским спелеологам, после чего окончательную глубину пещеры занесли в справочники, она составила 2196 метров.

Ранее в пещере уже находили неизвестных науке глубинных подземных обитателей, к которым относятся, например, троглобионтные коллемболы. Животных, живущих ещё глубже, чем эти, учёные не знают. Коллемболы питаются подземными грибками и органическими разложениями. Зная это, испанские учёные решили попытать счастье в поисках новых видов глубокообитающих живых организмов. Чутьё первооткрывателей не обмануло исследователей, и им удалось найти неизвестный вид жужелицы, который назвали Duvalius abyssimus. Своё открытие учёные описали в журнале Zootaxa, где также упоминают благодарным словом российского специалиста по подземной фауне Станислава Лёвушкина.

Микроклимат для жужелиц

Пещера Крубера-Воронья является карстовой, то есть образованной из известковых и гипсовых пород, которые гасят проникновение внутрь внешних факторов, как влажность и температура, что создаёт в полостях этих пород уникальный микроклимат, который практически никогда не меняется.

Жучки-жужелицы, относящиеся к роду Duvalius, в основном живут под землёй, это привычное и комфортное для них место обитания. Исследователям удалось заполучить двух представителей нового вида - самца и самку, такого момента многие учёные ожидают десятилетиями и не всегда успешно, один из участников экспедиции, Винсенте Ортунью, рад свалившейся на них удаче.

Несмотря на то, что найденный вид жужелиц обитает довольно глубоко под землёй, учёные обнаружили в их строении наличие вполне работоспособных органов - глаз, что совсем несвойственно для видов, живущих только под землёй. Из этого наблюдения сделали вывод, что жужелицы не всегда находятся глубоко, и иногда выбираются ближе к поверхности.

Желания первооткрывателей

Уже давно многие учёные пришли к выводу, что на поверхности Земли трудно отыскать неизвестную науке форму жизни, поскольку неисследованных уголков на планете уже не сталось, поэтому не секрет, что немало смельчаков забирается в наиболее сложные и труднодоступные для исследователей места возможного обитания неизученных обитателей нашей планеты.

Глубокая карстовая пещера в Абхазии - прекрасное место для проведения подобных исследований.