Ученые в Греции выращивают растения, которые считают перспективными в разработке более экологичного топлива.
Они изучают состав растительного масла, урожайность и адаптацию культуры к средиземноморскому климату и почвам.
Специалист объясняет ценность культуры:
"Это клещевина, однолетнее растение из Средиземноморья. Ежегодно ее урожайность примерно 4-5 тонн на гектар, с очень высокой концентрацией масла, 40-50% в общей массе.
Это - куфея, растение, происходит из Америки. С ней до сих пор продолжаются эксперименты. Урожайность еще очень низкая - всего около 1 тонны на гектар семян. И концентрация масла - около 20%.
А это сафлор, растение из Азии. Мы считаем, что он очень подходит для выращивания на Средиземноморье. У нас растут разные осенние и весенние виды, которые подходят к различным климатическим условиям и почвам. Думаю, что мы можем адаптировать эту культуру к сельскохозяйственным процессам уже через 5 лет. "
Но где анализируют химические характеристики этих растений?
Это происходит в специализированных лабораториях, одна из которых расположена в Лилле, на севере Франции. Там химики пытаются разобраться, какие именно растения и как могут эффективно заменить вещества, которые сейчас добывают из ископаемых.
Данные поступают обнадеживающие, объясняет координатор проекта:
"Мы разработали новый вид авиационного топлива, который уже протестировали на настоящем двигателе. Мы создали 15 кубических метров топливной смеси. Около 10-20% этой смеси составляет новый ингредиент из растительной биомассы. Эта новая зеленая составляющая сделала топливо более эффективным и менее грязным. Мы сейчас пошли на сертификацию этого нового продукта. Ведь когда появляется новое авиационное топливо, нужно получить сертификат, чтобы иметь право заправлять самолет. "
Возвращаемся в Грецию. Местные исследователи говорят, что находят немало ответов на свои вопросы с помощью экспериментального двигателя.
Этот прибор помог ученым исследовать и понять, что отходы от растений более эффективны для выработки водорода и окиси углерода. Их можно использовать для производства тепла или электроэнергии.
И окончательные отходы можно легко перерабатывать, говорят ученые:
"Единственное, что остается от биомассы после производства газообразного топлива - это пепел. В этом пепле очень малое содержание неорганических соединений, которые происходят из биомассы: калий, кальций, железо. Все эти элементы растения взяли с земли. И после производства газа, мы можем обычно вернуть их обратно в поле, как удобрение, и таким образом закрыть этот растительный цикл. "
"Этот проект, который мы увидели в Греции - лишь один из многих, основанных при содействии Совместных технологических инициатив, - широкого спектра общественных и частных усилий для помощи научным исследованиям в Европе в различных, стратегически важных, отраслях".
Среди таких инициатив:
Создание экологических продуктов на базе биомассы, а также развитие нового поколения вакцин, медицинских препаратов.
Разработка систем для лучшей работы европейского космоса и появления чистых, тихих самолетов.
Работа над безопасными поездами и железнодорожной инфраструктурой и лучшими инструментами для создания более эффективной электроники.
И, наконец, поиск технологий для расширения использования топливных элементов и водорода в производстве, энергетике и транспорте.
Наш корреспондент сообщает из Швейцарии:
"Добро пожаловать на борту автобуса, который действительно отличается от многих других в Европе. Почему и как? Приглашаем покататься на общественном транспорте будущего ", - сообщает наш корреспондент
Этот автобус курсирует в Бругге, в Швейцарии. Он работает на водороде, который производится частично за счет возобновляемой энергии. Подобные автобусы также работают в итальянских Больцано и Милане, и также в Лондоне и Осло.
Топливные элементы водорода используются для производства электроэнергии и выделяют в процессе лишь водяной пар.
"Чистый" автобус также работает тише, чем транспорт на дизеле.
Основная разница, пожалуй, - в распределении веса, - объясняет водитель. - Основная масса размещена на крыше, это там, где содержится водород. Автобус на одну тонну тяжелее, чем работающий на дизеле. И когда поворачиваешь, чувствуется эта разница с обычным автобусом.
Модель была построена в окрестностях Маннгайм, в Германии. Там собирают экспериментальные автобусы на водороде. Массовое производство может начаться скоро, как только удастся улучшить некоторые технологии.
"Недостаток этого транспорта в том, что он до сих пор гораздо дороже дизельных автобусов. И также не хватает инфраструктуры для заправки водородом ", - объясняет координатор проекта.
Чтобы решить эти проблемы, исследователи работают в лабораториях, таких как эта, в Швейцарии.
Они хотят разработать эффективные топливные элементы водорода, вот важнейшие критерии:
"Важнейшим фактором является цена", - объясняет специалист по химии. - Все составляющие должны быть доступными, иначе работа двигателя на таком топливе получается слишком дорогой. Далее важна выносливость. Топливный отсек должен быть таким же выносливым, как и другие. И последний критерий - это эффективность и концентрация мощности. То есть мы хотим превратить больше энергии из водорода в движущую силу и при этом, чтобы вес и объем топлива были наименьшими. "
Эту модель с фабрики в Бельгии скоро планируют запустить на маршрут в Антверпене. Подобные уже работают в Сан Ремо и Абердине. Автобус может проехать без подзарядки около 300 километров. Благодаря гибридным технологиям за свою жизнь он выбросит в атмосферу приблизительно 1000 тонн двуокиси углерода меньше, чем дизельный автобус.
"Основная особенность этого автобуса - это смешанная топливная система. Это означает, что он пользуется двумя источниками энергии. Один из них - это топливный бак, который поставляет электроэнергию просто к электродвигателю. А другой - это набор батарей, который тоже выполняет подобную функцию. Оба отдела контролируются электронной системой для достижения большей эффективности ", - рассказывает руководитель проекта.
Модель нужно заправлять на специальной станции. Чтобы заправить водородные баки нужно примерно 11 минут, в зависимости от внешних температур.