Вот такая вот история
По заявлению представителей министерства образования и науки России, в преподнесении истории выбрана единая концепция. Однако от идеи ввести единый для всех школ по всей стране учебник истории вероятнее всего откажутся. Поручение президента России Владимира Путина отражается именно в концепции, а рассказываться она будет в разных учебниках.
Единообразие концепции в многообразии формы
Об отказе от идеи единого учебника школьного курса истории для все страны, журналистам рассказал министр образования и науки Дмитрий Ливанов. Он отметил, что изначально речь шла о некой общей концепции, то есть о едином историко-культурном стандарте, соблюдение которого обязательно для всех авторов при создании учебников. При этом, отметил министр, все учебники истории перед выходом в пользование будут проходить тщательную общественную и профессиональную экспертизу на предмет соответствия этому самому стандарту.
Некоторые депутаты Госдумы тут же отреагировали на заявление господина Ливанова, что это прямое неисполнение поручения президента. Однако представители ведомства категорично отвергли подобные обвинения, указав, что работа во исполнение указа как шла, так и продолжается. Единая идея в преподавании сохранится, просто будет напечатана в нескольких книгах.
Фундаментальная история
О необходимости создать один учебник школьного курса истории президент Путин заявил в феврале прошлого года. Как он тогда заметил, в преподнесении знаний школьникам об истории их отечества не должно быть внутренних противоречий и двусмысленных толкований. С тех пор и началась работа над единой концепцией преподавания истории и созданием учебника в соответствии с принятыми установками.
Ранее Путин объяснял необходимость единой концепции тем, что школьникам должны преподаваться фундаментальные знания об узловых событиях и выдающейся деятельности российских деятелей. Путин отметил, что именно с этим у нас часто возникают проблемы, и настоял на необходимости объективной оценки.
Министр Ливанов ранее заявлял, что эта работа займет до двух лет. Однако уже в этом году учителя истории будут повышать квалификацию в преподавании предмета согласно новым стандартам.
Новые учебники или новая история
Эксперты отмечают, что есть ряд определенных трудностей, которые возникают на пути создания единой концепции. Эти трудности связаны с ориентацией ключевых событий на роль Москвы. В то же время есть некие трудности в изложении истории в регионах страны до их присоединения к России, до централизации власти вокруг Москвы. Проблема в том, что изложить в одном учебники все региональные составляющие практически невозможно.
Из новой концепции будущего преподавания истории следует, что будут заменены некоторые термины, актуальные для советского периода и сразу после распада СССР. К примеру, в новом видении будет представлено татаро-монгольское иго. Теперь это будет трактоваться как зависимость русского княжества от ордынского ига. Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 года будет переименована в Великую российскую революцию 1917 года. Безусловно, в учебники будут включены такие масштабные события последнего времени, как зимняя Олимпиада в Сочи и присоединение Крыма и города Севастополя.
Также в концепции уделяется особое внимание так называемым трудным вопросам в истории России. Эксперты предполагают, что в связи с этим дополнительно к основным учебникам будут прилагать специальные материалы – методички для учителей, где будут изложены эти трудные вопросы.